Эксперты ВШЭ выявили недочёты в федеральной схеме по обращению с отходами

Эксперты из Института экологии Высшей школы экономики составили аналитические оценки актуальности данных использованных при подготовке федеральной и региональных схем обращения с отходами. По мнению специалистов, в документах был обнаружен ряд системных недочётов, о которых было сообщено вице-премьеру Виктории Абрамченко.

Одним из недостатков использованного подхода специалисты посчитали методику вычисления нормативов накопления. Основным показателем в этой области считается суммарный объем на одного человека за год. Эксперты ВШЭ обращают внимание на то, что цифры оказались одинаковыми для города Москвы и Тамбовской области (порядка 370 кг на одного жителя). То есть по действующим нормам, житель наиболее густонаселенного в стране мегаполиса и человек проживающий в частном секторе, производят одно и то же количество мусора. Кстати, для наглядности в Европе в средний показатель — 480 килограмм на одного гражданина.

Сомнению подверглись и демографические данные, применявшиеся при вычислении показателей. Аналитики школы экономики заявили о том, что расчеты опираются на сведения Росстата, которые зачастую являются неточными. Главной причиной несоответствия называется миграция населения для выполнения трудовых обязанностей. Из-за нее местности и населенные пункты, притягивающие наибольшее количество рабочих рук, создают большее количество мусора, чем это заявлено по имеющимся сведениям.

Эксперты ВШЭ выявили недочёты в федеральной схеме по обращению с отходами

Помимо этого, в расчетах часто содержатся устаревшие данные об имеющейся в регионах инфраструктуре, а также существующих потоках переработки и утилизации. Одной из причин изменений являются последствия коронавируса и введённых весной ограничений. Однако в настоящей редакции документа эти сведения не были учтены.

В общенациональной схеме также имеется несколько недостатков. В частности, в ней не принимается во внимание вклад промышленных предприятий и медицинских учреждений. В теории переработка результатов их деятельности должна происходить на специализированных полигонах, но по факту часто местом хранения являются те же самые свалки общего назначения. При этом представители ВШЭ отмечают, что при вычислении мощностей учитываются нормативы ТКО с близлежащих территорий. Отходы промышленных предприятий могут составлять до половины вместимости свалки, но в федеральном документе они не учитываются.

Из-за всех этих недостатков в методологии расчетов возможен дефицит или наоборот избыток мусорных контейнеров, полигонов по сортировке и хранению ТКО, что в свою очередь повлечет за собой появление несанкционированных мест размещения мусора и неэффективное использование средств бюджета.

Как рассказала Марта Галичева, представляющая вице-премьера Викторию Абрамченко, в правительстве рады тому, что существуют экспертные оценки нововведений в сфере контроля за сбором и утилизацией бытовых отходов. По ее словам, вице-премьер неоднократно говорила о том, что система должна быть способна быстро изменяться исходя из реальных потребностей. Это позволит ей иметь практическое значение как системе по сбору информации, наполняемой сведениями о состоянии всех направлений по переработке и утилизации в регионах. Как пояснила представитель вице-премьера, часть изменений уже была внесена и без помощи экспертов ВШЭ. Однако Галичева пояснила, что как только письмо от аналитиков школы экономики поступит в распоряжение вице-премьера, оно будет рассмотрено по существу в профильных ведомствах.

В ведомстве Российского экологического оператора заявили, что пока не могут дать комментариев по поводу аналитических выкладок профессоров из Высшей школы экономики, так как на настоящее время ещё не существует утвержденной общероссийской схемы, выложенной в общий доступ и доступной для обсуждения и ознакомления. Документ находится на стадии согласования. Известно, что он был одобрен представителями 60 субъектов РФ. При этом в некоторых из них имеются разногласия, которые необходимо прорабатывать с Минприроды.

В РЭО также обратили внимание на то, что на местах уже существуют территориальные схемы, в том числе и имеющие ряд недостатков. Федеральные правила учитывают все недочёты местных и призваны как можно скорее их устранить.

В отношении промышленных и медицинских отходов, как пояснили в РЭО, необходимо руководствоваться 89-м Федеральным законом «Об отходах производства и потребления», содержащем в себя требования к утилизации такого мусора. То есть для включения промышленного мусора в общую систему обращения, необходимо внести поправки в законодательство. При этом в перспективе подобные перемены вполне возможны, особенно ввиду вероятного продления действия реформы до 2030 года.

В самом РЭО отметили, что считают верным подход, согласно которому в федеральной схеме должны учитываться все виды мусора, независимо от его происхождения. На настоящий момент согласно имеющемуся законодательству сфера влияния РЭО ограничена ТБО, поэтому и вся система разрабатывалась, опираясь только на них.

Что касается медицинских отходов, то их переработка не регулируется 89-ФЗ. Поэтому даже если оператору будут предоставлены возможности для расширения перечня, то далеко не обязательно они будут в нее включены. Впрочем, это уже скорее вопрос к парламентариям.

Как отметили в пресс-службе РЭО, для того чтобы избежать использования недостоверных и устаревших сведений, оператор планирует обеспечить более частое обновление информации. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть.

Ранее сообщалось о том, что свой пост покинул глава профильного департамента в Минприроды Николай Борисов. В качестве причин увольнения называется критика в его адрес со стороны нового руководителя Министерства Александра Козлова, пришедшего на смену Дмитрию Кобылкину. Козлов ранее занимал пост министра по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Всего через неделю после смены руководителя министерства была инициирована служебная проверка по вопросу срыва выполнения поручений Абрамченко, связанных с закупкой контейнеров для раздельного сбора.

Источник: nia.eco