"Мусорная" реформа: первые итоги Регионы оказались не готовы к новой схеме вывоза и утилизации

Вторичная переработка мусора

Ежегодно в России образуется более 70 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), из них утилизируется лишь 7%. Более 90% ТКО размещается на полигонах либо пополняет несанкционированные свалки - сейчас их более 22 тысяч. Мусор занимает 7 млн гектаров, каждый год эта площадь увеличивается на 10%. Согласно нацпроекту “Экология”, к 2024 году 60% мусора должно направляться на переработку, для чего планируют построить 210 комплексов по обработке и утилизации ТКО.

К началу реформы в России функционировало 243 мусороперерабатывающих завода, 50 мусоросортировочных комплексов и 10 мусоросжигательных заводов. Сейчас они перерабатывают в основном отходы производств. По подсчетам Министерства природных ресурсов России, в среднем семья из четырех человек выбрасывает в год около 150 кг пластмассы, примерно 100 кг макулатуры и около 1000 стеклянных бутылок.

"Мусорная" реформа: первые итоги Регионы оказались не готовы к новой схеме вывоза и утилизации

При этом, по данным декабрьского опроса ВЦИОМ, каждый четвертый россиянин сортирует бытовой мусор, а почти половина опрошенных готовы это делать. 33% респондентов сдают опасные отходы (батарейки, ртутные лампы, электронику) в специальные пункты приема.

Так что же нужно, чтобы основная цель реформы - раздельный сбор мусора и его переработка - была достигнута? И что этому мешает?

Как сказал вице-премьер Алексей Гордеев, “в первую очередь надо ввести на всех площадках накопления мусора контейнеры двух типов. Один из них предназначен для сухих отходов (бумага, пластик, стекло и металл), второй - для мокрых. Первая категория ТБО подлежит повторному использованию и может быть востребована в промышленности. Предполагается, что во вторичный оборот пойдет 35% ТКО”.

Региональные же операторы должны наладить вывоз раздельно собранного мусора двумя видами мусоровозов в места, где отходы перерабатываются или сжигаются. Казалось бы, все просто. Однако европейские и азиатские страны, где этот процесс налажен, десятилетиями приучали своих граждан к раздельному сбору мусора и создавали соответствующую инфраструктуру.

Анна Гаркуша, член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области, считает, что для вовлечения жителей в раздельное накопление отходов следует вести учет по фактическим объемам накопления.

- Тогда управляющие компании и товарищества собственников жилья начнут искать возможности для внедрения раздельного накопления отходов в своих дворах, объединять усилия, сотрудничать с муниципалами. Раздельное накопление невыгодно региональным операторам. Нужно “прооперировать” нормативно-правовую базу так, чтобы заработок регоператора зависел не от количества вывезенных смешанных ТКО, а от количества вторсырья, отправленного на утилизацию. Тогда регоператор сам будет и контейнеры на площадках ставить, и с заготовителями сотрудничать. Эти важные корректировки законодательства позволят разрубить гордиев узел: региональным операторам, населению и товаропроизводителям будет выгодно одно и то же - побольше утилизировать и поменьше захоранивать.

По мнению директора группы корпоративных рейтингов АКРА Максима Худалова, без госсубсидий развитие переработки мусора нерентабельно. Проекты смогут окупиться лишь при должной поддержке правительства и на крупных полигонах, считает эксперт. Остается и еще одна проблема - убедить жителей близлежащих районов, что мусоросжигание не будет их отравлять.

Рискованный эксперимент

Александр Василевский, председатель Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения, считает, что регионы были не готовы к запуску реформы.

- У нас не было “пилотных” проектов. Сначала следовало изучить международный опыт и попытаться в течение семи, десяти лет приучать людей к раздельному сбору мусора в одном регионе. У нас равняются на Японию. Я считаю, это неудачный пример. В Японии живут японцы. Нам все же ближе норвежцы. Они 20 лет приучали людей к раздельному сбору мусора, и даже сейчас не все проблемы решены. А у нас все пытаются решить наскоком, через революцию, что плохо заканчивается.

В России накоплено уже 100 - 120 млрд тонн твердых бытовых отходов, и задаваться решением мусорной проблемы, по мнению профлидера, нужно было еще позавчера.

- Если по всей территории нашей страны равномерно распределить мусорные свалки, на каждый квадратный метр придется по 5 кг твердых бытовых отходов (ТБО). Их переименовали в твердые коммунальные отходы (ТКО), чтобы включить в платеж за коммунальные услуги. Я считаю это очередным бессмысленным и ужасным налогом. Если посчитать 5%, на которые увеличилась платежка, то по России в целом это около 200 млрд рублей ежегодно. 30 лет идет реформа ЖКХ, тарифы выросли в десять раз, а отрасль не получила ничего: самая низкая зарплата, огромная текучесть кадров, - отметил Василевский.

Глава профсоюза особенно обеспокоен неконтролируемым выбросом опасных отходов, ведь последствия могут тяжело отразиться на грядущих поколениях россиян.

- Если в воду попадает 1 грамм лития, который содержится в батарейках, источник воды будет отравлен навсегда. Самый простой способ заставить людей не выбрасывать батарейки вместе со всем остальным мусором - не продавать их, пока человек не сдаст старые, - предлагает Александр Василевский.

Между тем, на вопрос “Как планируется решать проблему утилизации опасных бытовых отходов, в частности батареек и энергосберегающих ламп?” глава Минприроды Дмитрий Кобылкин сказал, что в стране есть лишь одна (!) профессиональная точка сбора таких отходов - в Челябинске.

- Там работает завод, созданный энтузиастом, это была скорее частная инициатива. Есть компании, которые сами утилизируют то, что производят. Это хорошая практика, должна существовать ответственность производителей, - сказал министр.

И лишь к 2024 году “Росатом” планирует построить семь заводов.

Первые итоги

Новые регоператоры по вывозу ТКО оказались не готовы к исполнению своих обязанностей с 1 января, в результате чего многие площадки были заполнены мусором, который в некоторых местах еще и поджигали.

Тарифы на вывоз мусора выросли в разы. А схемы, по которым они устанавливались, и нормы накопления отходов вызывают недовольство жителей и социальную напряженность в регионах. В результате губернаторы вынуждены понижать тарифы и компенсировать регоператорам финансовые потери, а отдельным категориям граждан - платежи.

Не везде внедрен раздельный сбор мусора. Не хватает контейнеров, машин и перерабатывающих комплексов. Не введен дифференцированный тариф для “сухих” и “мокрых” отходов. И даже там, где официально приступили к раздельному сбору, зачастую отсортированный мусор сваливают в одну машину и свозят на несанкционированные свалки.

Временные полигоны, на которые разрешили свозить мусор до 1 января 2023 года, переполнены. Строительство перерабатывающих комплексов и мусоросжигательных заводов наталкивается на протесты граждан, так как среди населения не проводится достаточная разъяснительная работа и не учитывается мнение жителей о местах строительства объектов.

И как следствие - 3 февраля на акцию по всей стране “Россия не помойка” вышло рекордное число граждан, протестующих против такой “мусорной” реформы.

Источник: solidarnost.org