Обращение со строительным мусором могут передать региональным властям
Как сообщается в аппарате правительства, на недавнем расширенном совещании думского комитета по экологии было выдвинуто предложение передать обязанности по регулированию обращения неопасных отходов (3-5 класса) региональным властям. Такое предложение прозвучало от представителей Московской мэрии. Судя по всему, это предложение является личной инициативой столичного мэра, оно пока не оформлено в полноценный проект т.к. требует подробного обсуждения. Среди чиновников предложение Собянина вызвало горячие споры. В то время как одни из них поддержали его, другие высказали множество опасений.
Глава экологического комитета Дмитрий Кобылкин сообщил, что для того, чтобы создать простую и прозрачную схему, руководству на местах необходим тщательно проработанный закон. Для его разработки и дальнейшего внесения на рассмотрение в Госдуму экологический комитет предложил создать рабочую группу, в которую может войти любой из участников совещания. Она должна будет подготовить текст будущего постановления. Сроки вынесения его на рассмотрение пока не озвучиваются.
Про какие отходы идет речь
Сегодня к ТКО не относятся отходы, остающиеся после капитального ремонта, пришедшие в непригодность автомобильные шины, отработанное машинное масло, бумага, ткани, неисправная бытовая техника и электроника, продукты жизнедеятельности домашних животных и птиц. Местные операторы не обязаны заниматься ими, при этом имеют такие полномочия, равно как и сторонние организации. Кого из них выбирать, решает сам заказчик услуги. Для того чтобы вывезти такой груз по действующим правилам он должен заключить дополнительное соглашение с ответственным муниципальным органом или другой организацией, имеющей лицензию на вывоз. Аппарат мэрии предлагает, чтобы транспортировкой хлама, не относящегося к ТКО, занимались только организации, входящие реестр.
Нынешние правила строго регулируют порядок транспортировки, хранения и утилизации ТКО. В то же время, операторы не всегда знают, как правильно поступать с другими материалами (сточными водами, обломками, образовавшимися в результате сноса зданий, золотошлаками и др.) т.к. четкой инструкции для таких случаев пока не существует и решения в разных точках страны принимаются совсем разные.
Столичная администрация предлагает создать реестр транспортировщиков в каждом крае, области и республике, а также схемы обращения. Это позволит корректировать правила обращения в каждой точке РФ в зависимости от особенностей экономики, экологии и других факторов. Об этом сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев в своем интервью.
В ходе грядущих обсуждений будет решаться, должны ли будут локальные операторы пользоваться единой информационной системой (ее сейчас активно разрабатывают специалисты РЭО) либо смогут организовывать собственные базы данных на местах. Второй вариант позволит принимать решения об обращении с учетом всех возможностей и потребностей в каждом отдельном случае.
Основной задачей нового документа является сделать сферу максимально прозрачной. Для этого требуются максимально точные и доступные инструкции, которые будут легко реализуемы в каждой точке нашей страны. Все это позволит быстрее прийти к экономике замкнутого цикла и значительно улучшить экологическую ситуацию в РФ.
В ходе обсуждения в рабочей группе замминистра природных ресурсов Дмитрий Тетенькин отметил, что на территории России каждый год генерируется рекордные 8,5 млрд тонн неопасного мусора. Он также выразил опасения, что может случиться так, что для выполнения новых функций некоторые регионы просто не будут иметь нужных компетенций. Ведь до этого им не нужно было выполнять такие задачи. Поэтому Тетенькин предлагает не вносить изменения в уже действующий эффективный порядок, а выпустить отдельный указ, регламентирующий введение новых правил только в отдельных городах или областях в качестве эксперимента.
Какие ведомства выступают против законопроекта
Росподребнадзор же и вовсе высказался категорически против нововведения. О чем доложил на совещании представитель Семен Загородников. Вызывает у ведомства опасения тот факт, что субъекты федерации получат право как устанавливать новый порядок, так и не устанавливать его. Поэтому Роспотребнадзор настаивает на том, чтобы требования для всех частей страны были едиными.
Высказал свои претензии к проекту документа и заместитель директор департамента разрешительной деятельности и межведомственного взаимодействия Минстроя Владимир Герасимчук. Он обратил внимание на то, что в нем отсутствует точная расшифровка термина «строительные отходы». Из-за этого разные администрации к этой категории смогут относить разные виды мусора, что недопустимо для эффективной их переработки.
Множество вопросов возникло и у Министерства финансов. Во-первых, в документе не оговаривается кто именно будет финансировать перевозку, хранение и переработку. Это будет местный бизнес, местный бюджет или средства будут выделяться из федерального центра. Во-вторых, для налаживания эффективной связи между региональными и федеральными информационными системами потребуется создание большого количества дополнительных программ, что требует выделения крупных сумм из бюджета. В-третьих, кое-где в РФ уже есть рабочие базы данных, но что делать в случае принятия закона тем субъектам, где такие ресурсы еще не работают?
Сами же руководители регионов высказались за подписание закона. В первую очередь это вызвано остротой вопроса, связанного с вывозом строительного мусора (он как раз относится к безопасному типу и его оборот пока никак не регламентирован). Представитель Московской области предположил, что регионы смогут найти средства для создания нужных информационных ресурсов в сжатые сроки, как это было при организации государственной системы ЖКХ, когда руководство субъектов смогло быстро найти нужные средства. Представитель Ленинградской области также поддержала проект, т.к. вопросы финансирования стоят не так остро, как проблема со стихийными свалками в активно застраивающихся городах.
Ряд участников рабочей группы поддержали инициативу т.к. в будущем центру принятия решений будет очень сложно учитывать повестку в каждом субъекте. При этом чиновники отмечают необходимость внесения всех данных касательно этих отходов в единую государственную базу. По их мнению, только так система будет прозрачной, позволит исключить использование недобросовестных схем на местах и действительно поможет улучшить экологическую ситуацию в стране.
Источник: vedomosti.ru