Санкции вынуждают мусорных операторов заменить более 4 тысяч иностранных мусоровозов на отечественные

Региональные операторы вынуждены провести замену свыше 4000 мусоровозов иностранного производства. Виной тому стали санкционные ограничения, из-за которых в Россию прекращена поставка новой спецтехники и запасных частей к ней. По оценкам экспертов, объем инвестиций в ближайшие 5 лет составит 36 миллиардов рублей.

У операторов по сбору и вывозу твердых бытовых отходов есть пять лет на замену существующего парка контейнеровозов. Такие сроки обозначил генеральный директор «Российского экологического оператора» (РЭО) Денис Буцаев. РЭО отвечает за практическую реализацию мусорной реформы в стране и представляет интересы действующих регоператоров, выбранных в каждом субъекте РФ.

После того как в феврале 2022 года Россия начала специальную военную операцию на Украине, Евросоюз ужесточил требования относительно экспорта товаров на территорию РФ. Эти ограничения привели к прекращению ввоза автомобильных комплектующих и запасных частей. Затем несколько крупных производителей грузовых автомобилей и спецтехники заявили о своем уходе с российского рынка и сворачиванию локальных производств на отечественных предприятиях. В РЭО приводят статистику, что суммарная доля контейнеровозов из Европы и Японии составляет четверть всего рынка техники для перевозки отходов. В числовом эквиваленте насчитывается порядка 3,8 тысячи машин.

Санкции вынуждают мусорных операторов заменить более 4 тысяч иностранных мусоровозов на отечественные

Ранее была запланирована закупка новых автомобилей производства концернов из Швеции, Италии, Японии и Германии. В новых экономических реалиях потребуется смена поставщиков на отечественные КамАЗ и ГАЗ, а также дружественные нам МАЗ из Белоруссии. Также прорабатываются логистические цепочки поставок из Китая и Юго-восточной Азии.

Амортизация и плановое обновление автопарков спецтехники в ближайшую пятилетку составят порядка 45 миллиардов рублей. За основу расчетов принята стоимость 1 мусоровоза в размере 9 с половиной миллиона рублей. 80% из всех указанных вложений будет направлено на импортозамещение и постепенную замену контейнеровозов европейских и японских торговых марок.

В отличие от европейских большегрузов, существующий модельный ряд российских и белорусских машин не рассчитан на большую грузоподъемность. Это означает, что в крупных городах парк мусоровозов в единицах техники вырастет в среднем на 20%, чтобы обеспечить своевременный вывоз образующихся отходов. Другими словами, вместо одной большой, будет закуплено две небольших машины.

Популярные марки импортных мусоровозов

Эксперты РЭО оценивают общероссийский парк мусоровозов в 15 5000 машин, из которых «КамАЗы», «ГАЗы» и «МАЗы» составляют 6100, 1500 и 3100 единиц техники соответственно. Азиатские бренды из Кореи и Китая занимают долю не более 5% рынка.

Статистика интернет-сайта государственных закупок говорит, что за предыдущие пять лет в Россию было ввезено импортной техники для перевозки отходов на сумму почти в 2 миллиарда рублей. Самый крупный подмосковный оператор «РТ-Инвест» (ведет закупочную деятельность вне сайта госзакупок) за 2019-2021 годы закупил 700 автомобилей, 50% из которых были иностранного производства. На их покупку было потрачено 6 миллиардов руб. Группа компаний «Чистый город» (работает в пяти регионах, включая Астрахань и Ростов) с 2019 года приобрела 120 мусоровозов на шасси немецкой MAN и японских Isuzu и Hino. Каждый контейнеровоз обошелся компании в среднем 13 млн руб.

Рейтинг самых востребованных иностранных брендов возглавили:

Ожидаемо самый высокий процент импортной техники наблюдается в Москве и Подмосковье (свыше 50%), а также граничащих с ними Смоленской (39%) и Калужской (18%) областях. В Белгородской области также 18% автопарка занимают зарубежные машины.

В первых числах марта европейские концерны Volvo, Scania, MAN, Mercedes, Iveco ограничили поставки мусоровозов для российских потребителей. Санкций Евросоюза сделали невозможным импорт в Россию ряда запасных частей и расходных компонентов для техники. Кроме того, усложнились логистические цепочки и выросли цены на комплектующие. Предприятия вынуждены искать новых поставщиков и аналоги, разрабатывать альтернативные схемы поставок как новых контейнеровозов, так и запчастей для обслуживания и ремонта уже работающей техники.

Источник: www.rbc.ru